ФЭНДОМ

M1928 Thompson
Thompson
Страна

Флагсша США

Производитель

Auto-Ordnance Corp

Разработка

Джон Томпсон

Эксплуатация

1921 год — 1971 год

Тип

пистолет-пулемёт

Калибр
  • .45 АСР
  • .30 Carbine
Принцип работы

полусвободный затвор, свободный затвор

Общая длина

810мм

Ствол длина

267мм

Масса

4,8кг

Вид боепитания
  • коробчатый магазин на 20 или 30 патронов,
  • барабанный магазин на 50 или 100 патронов
Скорострельность

700 выстрелов/мин

Пистолет-пулемёт Томпсона (Томми-ган) — американский пистолет-пулемёт, разработанный компанией Auto-Ordnance в 1920 году и активно применявшийся во время Второй мировой войны.

История создания Править

Разработчиком этого пистолета-пулемёта обычно считается американский генерал Джон Толивер Томпсон. Однако сам Томпсон выступал скорее в роли коммерсанта, который в 1916 году совместно с обеспечившим финансирование проекта Томасом Райаномосновал компанию Auto-Ordnance с целью разработки автоматической / самозарядной винтовки на базе перекупленного ими патента на оригинальной конструкции полусвободный затвор, выданного Джону Блишу в 1915 году. Непосредственными же разработчиками оружия были нанятые Томпсоном и Райаном инженер Теодор Эйкхофф (англ. Theodore H. Eickhoff), а также Оскар Пэйн (англ. Oscar V. Payne) и Джордж Голл (англ. George E. Goll).

К 1917 году, однако, выяснилось, что затвор Блиша, действующий за счёт силы трения бронзового вкладыша, перемещающегося внутри его остова, не обеспечивает полноценного запирания канала ствола на время выстрела, как это было предусмотрено патентом. Вкладыш лишь замедлял отход затвора в крайне заднее положение, тормозя его в момент выстрела. Это существенно ограничивало диапазон мощности патронов, которые можно было бы использовать в оружии, что сразу поставило крест на изначальном проекте автоматической винтовки, — единственным из принятых на вооружение в США патронов, нормально работавшим с затвором Блиша, оказался непригодный для этого вида оружия по баллистическим качествам сравнительно маломощный кольтовский пистолетный боеприпас .45 ACP.

Однако из этой ситуации быстро был найден выход — вместо разработки винтовки было решено переключиться на создание малогабаритного, пригодного для использования одним человеком ручного пулемёта под пистолетный патрон, предназначенного для ведения боя на ближней дистанции и штурма окопов и других укреплений, что было весьма насущной задачей в шедшей в то время Первой мировой войне. Томпсон назвал это оружие submachine-gun — то есть, дословно, «подпулемёт», «более лёгкая разновидность пулемёта». Этот термин утвердился в американском английском и используется в нём до настоящего времени для обозначения ручного автоматического оружия под пистолетный патрон, которое в русскоязычной терминологии называется пистолет-пулемёт.

В 1918 году был готов действующий прототип, которому было присвоено звучное коммерческое обозначение — «Annihilator I»(«Аннигилятор»). По легенде, первая партия этого оружия, предназначенная для проверки на фронте, прибыла в доки Нью-Йорка11 ноября 1918 года — как раз в день окончания войны.

Из конструктивных особенностей, «Аннигилятор» (см. также изображения прототипов) имел массивную фрезерованную ствольную коробку квадратного сечения со взводной рукояткой сверху, полностью закрывающий ствол круглый перфорированный кожух (на более поздних моделях заменённый улучшающим охлаждение ствола оребрением), пистолетную рукоятку вместо характерного для оружия тех лет винтовочного приклада с шейкой, а также вторую вертикальную рукоятку управления огнём под стволом для облегчения контроля оружия при стрельбе очередями, — при этом приклад или какой либо плечевой упор отсутствовали. Кроме того, он имел «открытый» приёмник магазинов в виде поперечного выреза в нижней-передней части ствольной коробки, который позволял принимать как коробчатые (на 20 патронов), так и барабанные системы Пэйна (на 50 патронов) магазины. Все основные детали оружия были изготовлены на металлорежущих станках с минимальными допусками, что делало его весьма малотехнологичным.

Thompson main

Первая серийная модель появилась в 1921 году. «Томпсон» М1921 получил своё окончательное, привычное оформление: ствол с поперечными рёбрами охлаждения у основания, две пистолетные рукоятки управления огнём, съёмный деревянный приклад, секторный прицел с диоптрическим целиком, рассчитанный на стрельбу до 600 ярдов (548 м). Магазины — коробчатые на 20 и 30 и барабанные — на 50 и 100 патронов. Этот вариант пистолета-пулемёта предлагался на гражданском рынке оружия, хотя очень и очень высокая стоимость ($200 — при том, что легковой автомобиль марки Ford стоил порядка $400) не способствовала массовым продажам. Следует отметить, что дизайн и эргономика «Томпсона» оказали большое влияние на дальнейшее развитие американского оружия и впоследствии многократно копировались полностью или частично.

WEAPONS-BURKE-HOUSE

Автоматы Томпсона и боеприпасы к ним, конфискованные у гангстеров.

Небольшое количество «Томпсонов» М1921 было приобретено Корпусом Морской пехоты США, а также некоторыми полицейскими департаментами в частном порядке. Они были ограниченно применены в локальных конфликтах тех лет в Латинской Америке (так называемых «Банановых войнах»), в ходе чего быстро выяснилось, что на ближней дистанции вооружённое пистолетами-пулемётами звеноиз 4 автоматчиков по огневой мощи легко может сравниться с полным отделением из 9 стрелков с винтовками. Нарекания при этом вызывали излишняя масса оруж

ия, низкая эффективность огня далее 50 ярдов (~45 м) и сравнительно низкая пробивная способность пули.

В 1924 году через Мексику СССР была закуплена партия М1921, поступивших на вооружение войск ОГПУ и пограничных войск. "Томпсоны" активно использовались на южных границах СССР в ходе боев с басмачами. В служебной документации именовался, как "ручной пулемет Томпсона".

В 1923 году Томпсон создал военизированный вариант оружия — М1923, имевший длинный ствол, штык и немного упрощённую конструкцию, а также использовавший специальный более мощный патрон 45-го калибра. Однако в Армии идея такого оружия долгое время оставалась невостребованной.

Также примечательно приобретение достаточно большой партии «Томпсонов» ИРА, — они были использованы в войне за независимость Ирландии, правда без какого либо особого эффекта.

Однако наибольшую известность в этот период — эпоху «Сухого закона» — «Томпсон» приобрёл всё же как оружие американских гангстеров. Предотвратить попадание «Томпсонов» в их руки не смог даже введённый в 1928 год государственный контроль за продажей оружия фирмы Auto-Ordnance.

Tommy-gun-held-by-soldier

Солдат армии США держит в руках Томпсон модификации М1А1.

В том же 1928 году командование морской пехоты США, участвовавшей в интервенции в Никарагуа, закупило для усиления своих частей несколько тысяч модифицированныхпистолетов-пулемётов «Томпсон» М1928. От своего прототипа (М1921) он отличался наличием дульного тормоза — компенсатора системы Каттса и уменьшенным темпом стрельбы. Ограниченное использование в вооруженных силах пистолетов-пулемётов М1928 не позволило выявить все потенциальные возможности оружия. В 1921—1939 годах было выпущено всего 20 000 единиц, причём большую часть — по экспортным заказам.

В 1933 году, после громкого убийства гангстерами из банды Вернона Миллера четырёх полицейских на железнодорожной станции в Канзасе, «Томпсон» был принят на вооружениеФБР с целью адекватного противостояния хорошо вооружённым ОПГ. Только в 1938 году ПП Томпсона был наконец принят на вооружение Армии США. Существовали две модели — M1928A1, который в целом соответствовал модели 1921 года с дульным компенсатором и мог использовать как коробчатые, так и барабанные магазины, и упрощённые M1 и M1A1, имевшие свободный затвор вместо полусвободного, лишённый оребрения и компенсатора ствол, примитивный постоянный прицел вместо сложного рамочного, расположенную сбоку взводную рукоять и упрощённый приёмник магазинов, рассчитанный только на коробчатые на 20 или (с декабря 1941 года) 30 патронов.

Варианты и модификации Править

Модель 1919 - Самый ранний вариант, было выпущено всего примерно сорок единиц, оружие имело очень высокий темп стрельбы, около 1500 выстрелов в минуту. Эта модель была продемонстрирована в 1920 году и очень напоминала позднюю модель М1921. Нью-йоркский отдел полиции заказал небольшую партию этого оружия.

Модель 1921 - Первая серийная модель. Имеет вертикальную переднюю рукоятку управления огнем, частично оребренный ствол, высокий темп стрельбы. Модель 1921 была весьма дорога, в розничной продаже стоила приблизительно 225$, из-за высококачественных деревянных деталей и сложных в производстве механизмов. Некоторые модели использовались военными в ограниченных количествах.

Модель 1923 - Коммерчески неуспешная попытка создать пригодную для военного применения модификацию оружия, увеличив эффективную дальность стрельбы за счет нового, более мощного патрона .45 Remington-Thompson. М1923 имел более длинный ствол, прилив для штыка и, в некоторых вариантах, сошки. Модель 1923 была разработана, чтобы расширить производство автоматического оружия, а также для замены тяжёлой винтовки «Браунинг M1918». Интереса у армии не вызвала.

Модель 1927 - Самозарядный вариант M1921. Ствол оснащен дульным тормозом-компенсатором, изменением нескольких деталей можно было переделать в автоматическую модель.

Модель 1928 - Также известен как Navy Model («Нэйви Модл» — «Флотская модель») —- наиболее удачная модель. Имеет два режима огня, оребрённый ствол с дульным компенсатором, пониженный темп стрельбы. Выпускался как с вертикальной передней рукояткой, так и с деревянным горизонтальным цевьем. Был первой моделью, которая широко использовалась военно-морскими силами и морской пехотой США. В начале Второй мировой войны контракты с Францией и Великобританией спасли изготовление этой модели отбанкротства.

Модель 1928А1 - Этот вариант поступил в массовое производство перед нападением на Перл-Харбор, когда производство модели M1928 закончились. Изменения включали горизонтальное цевьё вместо передней пистолетной рукоятки. В начале Второй мировой войны потребности американских вооруженных сил в Томпсонах M1928A1В, несмотря на новые контракты для отправок за границу в Китай, Францию, и Великобританию, обеспечивали только две фабрики.

M1 - Упрощенный вариант модели М1928, созданный для удешевления производства в военное время. Выпущен в 1943 году. Имел автоматику со свободным затвором, рукоятку заряжания с правой стороны ствольной коробки, деревянное цевье, ствол без оребрения и компенсатора, использовался только с коробчатыми магазинами. Масштабы серийного производства новой модели росли стремительно и к 1942-43 г было выпущено 285000 экземпляров.

М1А1 - Модель образца 1943 года имела фиксированный ударник вместо подвижного и улучшенный прицел.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики