ФЭНДОМ

Tav21main2
TAR-21
Страна

Флагизраиля Израиль

Производитель

Israel Military Industries

Эксплуатация

2004 год — настоящее время

Тип

штурмовая винтовка

Калибр

5,56×45 мм НАТО

Принцип работы

отвод пороховых газов, поворотный затвор

Общая длина

725мм

Ствол длина

460мм

Масса

3,27кг

Вид боепитания
  • коробчатый магазин на 20/30 патронов
  • расширенный от 60 патронов до 100 патронов
Скорострельность

750—900 выстрелов/мин

TAR-21 (англ. Tavor Assault Rifle-21 — штурмовая винтовка «Тавор» XXI века) или «Таво́р» — модель современного израильского автомата калибра 5,56×45 мм, выпускаемого концерном Israel Military Industries. Название автомата происходит от горы Тавор («Фавор» в русской транскрипции), на севере Израиля, упоминающейся в Ветхом Завете, а индекс 21 обозначает нацеленность оружия в 21 век.

История создания Править

В 1993 году командованием ЦАХАЛа было принято решение о замене устаревшего автомата Galil на американскую винтовку М16, однако за несколько месяцев до этого концерн Israel Military Industries (ныне Israeli Weapons Industries) в инициативном порядке начал работу над новым оружием под патрон 5,56×45 мм. Проект был сочтён перспективным и работы над ним были продолжены несмотря на закупку американских автоматов.

Разработка IWI была впервые представлена публике в середине 1990-х годов под обозначением «М-203». Позднее, чтобы избежать путаницы с одноимённым подствольным гранатомётом, автомат был переименован в AAR (англ. Advanced Assault Rifle — прогрессивная штурмовая винтовка). Спустя ещё некоторое время оружию было присвоено окончательное название Tavor TAR 21[1]. В отличие от ряда других образцов данной компании новый автомат не являлся переделкой или модернизацией другого оружия.

Военные испытания TAR-21 состоялись в конце 1990-х-начале 2000-х годов. Были выявлены некоторые недостатки автомата: ненадёжность, трудности при смене магазина в позиции лёжа, слишком толстая пистолетная рукоятка, плохой прицел. В 2004 году доработанный вариант TAR-21 поступил на вооружение некоторых частей силовых структур Израиля. Также производились устранения выявленных бойцами недостатков в период 2001–2009 годов.

Описание Править

Автомат «Тавор» выполнен по схеме «булл-пап». «Линейная» схема (приклад находится на одной оси со стволом) обеспечивает оружию высокую точность стрельбы, однако такой подход имеет и недостаток — требуется размещать прицельные приспособления немного выше. Основа автоматики — отвод пороховых газов из канала ствола через находящийся над стволом и скрытый корпусом оружия газоотводный узел. Жёстко зафиксированный на затворной раме газовый поршень имеет длинный рабочий ход. Ствол запирается поворотом затвора на 7 боевых упоров. По обеим сторонам ствольной коробки имеются окна для выброса стреляных гильз, поскольку существуют варианты затворов (с закреплёнными на них выбрасывателями и отражателями) с выбросом стреляных гильз как на правую, так и на левую (вариант для левшей) сторону. При этом неиспользуемое окно закрывается заглушкой. Ствольная коробка сделана из композитных материалов, легка в весе, водонепроницаема, минимальные зазоры и отверстия препятствуют попаданию песка и грязи в механизм, что увеличивает надежность. Вырезы под рукоятку заряжания сделаны по обеим сторонам, штатно рукоятка располагается слева. Сама рукоятка заряжания не соединена жестко с затворной рамой и при стрельбе остается неподвижной.

Tav21main

УСМ — куркового типа, размещён в прикладе. Предохранитель-переводчик режимов стрельбы расположен над пистолетной рукояткой (выведен на левую сторону с возможностью установки его на правую), позволяет вести огонь одиночными выстрелами и непрерывными очередями. Спусковая скоба выполнена во всю длину пистолетной рукоятки зацело с корпусом (как и сама рукоятка). Над пистолетной рукояткой в корпусе автомата имеется 4 больших отверстия с каждой стороны для воздушного охлаждения ствола. Корпус оружия изготовлен из высокопрочных полимеров и лёгких сплавов, а в некоторых местах услилен вставками из стали. Этим достигается одно из преимуществ TAR-21 — её сравнительно небольшой вес. Конструкция булл-пап позволила сместить центр тяжести оружия ближе к плечу стрелка, что положительно сказалось на точности стрельбы.

Ствол соединен жестко с верхней планкой Пикатини, на которую устанавливается прицел. На правой стороне расположен замок, с помощью которого можно поменять ствол автомата.

На автомате сверху и сбоку установлены планки Пикатини, на которые можно устанавливать оптические и коллиматорные прицелы, тактические фонари и лазерные целеуказатели. Штатный диоптрический прицел позних моделей убирается непосредственно в планку Пикатини.

TAR-21 использует стандартные магазины автомата M16 на 20/30 патронов. Таким образом обеспечивается унификация снаряжения для разных видов стрелкового оружия в АОИ. Для извлечения магазина необходимо схватить магазин у основания и нажать на защелку куркового типа, расположенную впереди магазина.

В автомате присутствует затворная задержка. Кнопка затворной задержки расположена позади магазина снизу.

Неполная разборка может быть произведена в полевых условиях без использования каких-либо инструментов, для чего достаточно вытолкнуть соединительный стержень, находящийся в верхней задней части приклада с помощью патрона. Затем затыльник приклада на шарнире откидывается назад-вниз, и затворная рама в сборе извлекается наружу.

Оружие характеризуется высокой манёвренностью и удобством при стрельбе навскидку, однако имеет недостаток перед M16 в виде высокой стоимости — $1000, в то время как американские автоматы по программе финансовой помощи Израилю продаются почти в 10 раз дешевле.

Варианты Править

  • TAR-21 — стандартная версия.
    • GTAR-21 — вариант с креплением для установки 40-мм подствольного гранатомета.
    • Tar-OICW - модернизированный автомат TAR-21, включающий в себя установку электронных прицельных приспособлений, лазерный дальномер, баллистический компьютер и линии передачи данных.
  • CTAR-21 (Commando TAR) — компактная версия с укороченным стволом и сниженным весом, для сил специальных операций.
  • MTAR-21 (Micro TAR) — самый компактный вариант. Отличия от базовой версии (для модели X95):
  • MTAR-21 модели X95R - вариант под патрон 5,45×39 мм. Оснащён стволом длинной 330 мм.
  • MTAR-21 "Zittara" – вариант MTAR-21 индийского производства, модифицированного под индийский патрон 5.56×30mm MINSAS (англ.).
  • MTAR-21 X95 7,62 - В марте 2013 года представители IWI сообщили, что компания будет производить X95 Тавор под патрон 7,62×51 мм НАТО. Опыт военных США в Ираке и Афганистане, а также опыт израильских военных в Ливане подтвердили необходимость в переходе на калибр с большим летальным эффектом и эффективной дальностью.
  • STAR-21 (Sharpshooter TAR) — снайперская версия с сошками и оптическим прицелом (по умолчанию оснащается 4x кратным ACOG).
  • T.C.-21 (Tavor Carbine) — самозарядный укороченный вариант для гражданского рынка.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики