ФЭНДОМ

Stg44main.png
StG 44
Страна

Флагтретьегорейха.png Германия

Производитель

C. G. Haenel

Разработка

Хуго Шмайссер

Эксплуатация

1943 год — 1945 год

Тип

штурмовая винтовка

Калибр

7,92×33 мм

Принцип работы

отвод пороховых газов, запирание перекосом затвора

Общая длина

940мм

Ствол длина

419мм

Масса

5,2кг

Вид боепитания

секторный магазин на 30 патронов

Скорострельность

500-600 выстрелов/мин

StG 44 (нем. Sturmgewehr 44 — штурмовая винтовка 1944 года) — немецкий автомат, разработанный во время Второй мировой войны. Было выпущено около 450 тысяч штук. Среди автоматов современного типа стал первой разработкой, массово изготовлявшейся. От пистолетов-пулемётов (MP40 и др.), которые массово применялись во Второй мировой войне, отличал

ся возможностью вести прицельный огонь на значительно большую дальность, в первую очередь за счет использования так называемого промежуточного патрона, более мощного, и с лучшей баллистикой, чем пистолетные патроны, используемые в пистолетах-пулеметах. Название «штурмовая винтовка», придуманное для этого автомата лично Гитлером, на Западе стало названием этого типа оружия.

История Править

История нового автомата началась с разработки фирмой Polte (Магдебург) промежуточного патрона 7,92×33 мм уменьшенной мощности для стрельбы на дистанции до 1000 м, в соответствии с требованиями, выдвинутыми HWaA (Heereswaffenamt —Управление вооружений вермахта). В 1935—1937 годах были проведены многочисленные исследования, в результате которых первоначальные тактико-технические требования HWaA к конструкции оружия под новый патрон были переработаны, что привело к созданию в 1938 году концепции легкого автоматического стрелкового оружия, способного одновременно заменить в войсках пистолеты-пулемёты, магазинные винтовки и ручные пулемёты.

18 апреля 1938 года HWaA заключило с Хуго Шмайссером, владельцем фирмы C.G. Haenel (г. Зуль, Тюрингия), контракт на создание нового оружия. Прототип штурмовой винтовки именовался schwere Maschinenpistole — тяжёлый пистолет-пулемёт, вскоре он получил официально обозначение MKb (нем. Maschinenkarabiner — автоматический карабин). Шмайссер, возглавлявший конструкторскую группу, передал первый опытный образец автомата в распоряжение HWaA в начале 1940 года. В конце этого же года контракт на проведение исследований по программе MKb получила фирма Walther под руководством Эриха Вальтера. Карабин этой фирмы был представлен офицерам отдела артиллерийско-технического снабжения HWaA в начале 1941 года. По результатам стрельб на полигоне в Куммерсдорфе автомат Вальтера показал удовлетворительные результаты, однако доводка его конструкции продолжалась в течение всего 1941 года.

Stg44 .png

В январе 1942 года HWaA потребовало от фирм C.G. Haenel и Walther предоставить по 200 карабинов, получивших обозначения MKb.42(Н) и MKb.42(W) соответственно. 14 апреля 1942 г. два образца представлены Гитлеру. К этому моменту фирма «Хенель» уже завершила изготовление опытной партии из полусотни автоматических карабинов. Фирма «Вальтер» же представила один-единственный экземпляр. В апреле 1942 г. 25 винтовок Хенеля передали для испытаний в пехотное училище, дислоцированное вДёбритце. В июле состоялась официальная демонстрация опытных образцов обеих фирм. По её результатам HWaA и руководство Министерства вооружений остались в уверенности, что доработки автоматов закончатся в самое ближайшее время и уже в конце лета начнётся производство. Планировалось изготовить 500 карабинов к ноябрю, а к марту 1943 года довести ежемесячное производство до 15 000, однако после августовских испытаний HWaA внесло новые требования в тактико-техническое задание, что ненадолго задержало начало производства. По новым требованиям на автоматах должен был быть смонтирован прилив для штыка, а также иметься возможность крепления ружейного гранатомёта. В дополнение к этому у фирмы C.G. Haenel возникли проблемы с субподрядчиком, а у Walther — с налаживанием производственного оборудования. В результате, к октябрю не был готов ни один экземпляр MKb.42.

В ноябре 1942 г. офицерам генерального штаба продемонстрирован MKb42(H) aufschießend с изменённым затвором. Винтовка имела приклад нового типа, прицел опущен и снабжён металлическим ограждением. В декабре 1942 г. пехотное училище в Дёбритце приступило к сравнительным испытаниям MKb42(H) aufschießend и MKb42(W) с Kar.98k. Образец Вальтера офицеры пехотного училища оценили как чрезмерно сложный и чувствительный к фронтовым загрязнениям. Образец Хенеля отличался простой и прочной конструкцией, лёгкой сборкой и разборкой, длинной линией прицеливания. С ноября 1942 г. по июль 1943 г. выпущено примерно 12000 MKb42(H). А образцов MKb42(W) изготовлено всего около 200.

Stg44рзборка.png

Неполная разборка StG 44

Производство автоматов росло медленно: в ноябре 1942 г. Walther изготовил 25 карабинов, а в декабре — 91 (при планировавшемся ежемесячном производстве 500 штук), но благодаря поддержке Министерства вооружений фирмам удалось решить основные производственные проблемы, и уже в феврале план производства был превышен (1217 автоматов вместо тысячи). Некоторое количество MKb.42 приказом министра вооружений Альберта Шпеера отправилось на Восточный фронт для прохождения войсковых испытаний. В ходе испытаний было выявлено, что более тяжёлый MKb.42(Н) хуже сбалансирован, но надёжнее и проще конкурента, поэтому HWaA отдало своё предпочтение именно конструкции Шмайссера, однако потребовало произвести в ней некоторые изменения:

В начале 1943 г. наименование оружия MKb42(H) aufschießend поменяли на Maschinenpistole — MP43A. К тому времени конструкция Вальтера была снята с конкурса, а конструкция Хенеля претерпела существенные изменения в части затвора. В апреле 1943 г. был разработан MP43B. Летом 1943 г. обозначение вновь сменили, на MP43/1 и MP43/2 соответственно. Серийное производство автоматов MP43/1 началось в июне 1943 г. и продолжалось до декабря 1943 г., когда приоритет отдали выпуску улучшенного MP43. Всего изготовили около 14 тыс. экземпляров MP43/1.

К осени 1943 г. конструкция MP43/1 была несколько изменена так, чтобы его можно было комплектовать стандартным винтовочным гранатомётом, разработанным для карабина Kar.98k. MP43/1 легко отличим по «прямому» стволу и квадратному основанию мушки. В ходе модификации в передней части ствола сделали уступ, изменили форму основания мушки. Версия со «ступенчатым» стволом стала именоваться MP43. В дальнейшем конструкция оружия почти не менялась вплоть до окончания Второй мировой войны.

Благодаря Шпееру модернизированный автомат принимается на вооружение осенью 1943 года под обозначением МР-43 (нем. Maschinenpistole-43 — пистолет-пулемет 43 года). Подобное обозначение служило своеобразной маскировкой, поскольку Гитлер не желал производить оружие нового класса, страшась, что на военных складах окажутся миллионы устаревших патронов для винтовок и ручных пулемётов.

Stg44soldat.gif

Солдат нацистской Германии держит StG 44

В сентябре на Восточном фронте 5-я танковая дивизия СС «Викинг» провела первые полномасштабные войсковые испытания МР-43. Было установлено, что новый карабин является эффективной заменой пистолетам-пулемётам и магазинным винтовкам, увеличившей огневую мощь пехотных подразделений и снизившей необходимость использования ручных пулемётов.

Гитлер получил множество лестных отзывов о новом оружии от генералов СС, HWaA и лично Шпеера, в результате чего в конце сентября 1943 года появилось распоряжение о начале массового производства МР-43 и его принятии на вооружение. В декабре 1943 г. Управление вооружений и фирма «Хенель» обсуждали окончательную конструкцию MP43. По результатам дискуссий в конструкцию изделия внесли ряд изменений, в частности усилили газовую камеру и снабдили её цилиндрическим колпачком с шайбой Гровера на конце, что упростило разборку/сборку оружия. Тогда же отказались от направляющих для крепления оптического прицела ZF41. К концу февраля 1944 г. удалось собрать всего 22900 пистолетов-пулемётов MP43/1 и MP43.

6 апреля 1944 года верховный главнокомандующий издал приказ, где название МР-43 заменено на МР-44, а в октябре 1944 года оружие получило четвёртое и окончательное название — «штурмовая винтовка», sturmgewehr — StG-44. Считается, что это слово изобрёл сам Гитлер в качестве звучного имени для нового образца, которое можно было бы использовать с целью пропаганды[4]. При этом в конструкцию самого автомата изменений не внесено.

Сборочные предприятия в первую очередь использовали для производства штурмовых винтовок детали из заделов, поэтому на оружии выпуска 1945 г. встречается маркировка MP44, хотя обозначение уже было изменено на StG44. В общем количестве произвели 420000-440000 MP43, MP44 и StG44. Помимо C.G. Haenel в производстве StG-44 также участвовали предприятия Steyr-Daimler-Puch A.G. (англ.), Erfurter Maschinenfabrik (ERMA) (англ.) и Sauer & Sohn. StG-44 поступал на вооружение отборных частей вермахта иВаффен-СС, а после войны стояли на вооружении казарменной полиции ГДР (1948—1956 годы) и ВДВ армии Югославии (1945—1950 годы). Производство копий данного автомата было налажено в Аргентине компанией FMAP-DM под обозначением CAM 1, кроме того, предприятием CITEFA на базе StG44 было разработано несколько прототипов автомата. Также в 1950—1965 года StG 44, поставленные из Чехословакии, состояли на вооружении сирийской армии. В 2012 году по меньшей мере несколько тысяч автоматов, в своё время снятых с вооружения регулярных войск, оказалось в руках сирийской оппозиции, которая весьма активно их применяет.

Описание Править

StG 44 (Разборка и сборка)08:02

StG 44 (Разборка и сборка)

Ударно-спусковой механизм — куркового типа. Спусковой механизм позволяет вести одиночный и автоматический огонь. Переводчик огня расположен в спусковой коробке, а концы его выходят наружу с левой и правой сторон в виде кнопки с рифленой поверхностью. Для ведения автоматического огня переводчик нужно переместить слева направо на букву «D», а для одиночного огня — справа налево на букву «Е». Автомат снабжен предохранителем от случайных выстрелов. Этот предохранитель флажкового типа находится ниже переводчика огня и в положении у буквы «F» блокирует спусковой рычаг.[7] Возвратная пружина располагается внутри приклада, исключая тем самым возможность простого создания варианта со складным прикладом.

Питание автомата патронами осуществляется из отъёмного секторного двухрядного магазина емкостью 30 патронов. Обычно магазины на 30 патронов снаряжали 25 патронами из-за слабости пружин, не всегда обеспечивающих нормальную подачу патронов при полной загрузке магазина. В марте 1945 г. в перечень принадлежностей к MP44 был включён магазин ёмкостью 25 патронов, но вряд ли такие магазины были изготовлены в массовом количестве. В том же марте 1945 г. в пехотном училище в Дёбритце был разработан стопор для 30-патронного магазина, ограничивающий его наполнение 25 патронами.

Секторный прицел винтовки позволяет вести прицельный огонь на дальности до 800 м. Деления прицела нанесены на прицельной планке. Каждое деление прицела соответствует изменению дальности на 50 м. Прорезь и мушка треугольной формы. На винтовке могли быть установлены также оптический и инфракрасный прицелы. При стрельбе очередями по мишени диаметром 11,5 см на дистанции 100 м более половины попаданий укладывались в круг диаметром 5,4 см. Благодаря использованию менее мощных патронов сила отдачи при выстреле была вдвое ниже, чем у винтовки Mauser 98k. Одним из главных недостатков StG-44 была его относительно большая масса — 5.2 кг для автомата с боекомплектом, что на килограмм больше массы Mauser 98k с патронами и штыком. Также нелестных отзывов заслужил неудобный прицел и демаскирующее стрелка пламя, вырывающееся из ствола при стрельбе.

Stg44variants.png

Различные варианты исполнения автомата StG.44, изготовленные в разное время разными странами

Встречались образцы MKb42(H) как с креплением для штыка, так и без него. Все MKb42 и большая часть MP43/1 снабжались направляющими, предназначенными для крепления оптического прицела. Начиная с MP43/1 от креплений для штыка отказались. MP43/1 отличался от MKb42(H) главным образом конструкцией затвора, укороченным каналом отвода газов, изменённой мушкой, пистолетной рукояткой с предохранителем на левой стороне выше селектора переключателя режима ведения огня. Два последних отличия характерны также для MKb42(H) aufschießend.

В процессе серийного производства отказались от пламегасителя, однако узел его крепления сохранили на случай монтажа глушителя. В 1944 г. упростили прицел. Некоторые образцы, изготовленные в 1945 г., не имели рёбер жёсткости на корпусе выше магазина.

Дополнительные приспособления Править

Принадлежности и боеприпасы

Комплект принадлежностей к Stg-44 состоял из шести магазинов, машинки для набивки магазинов патронами, ремня, трех чехлов для ствола, инструмента для отворачивания газовой каморы и снятия ограждения спускового крючка, запасных частей, таких как экстрактор, пружины экстрактора и т.д., пенала с ёршиком на шнурке для чистки ствола, руководства по технической эксплуатации.

Гранатометы

От оружия требовалась возможность стрельбы гранатами. Адаптация гранатомёта для Kar.98k Gewehrgranatgerät42 оказалась невозможной из-за толщины ствола MP43/1. Были сконструированы редкие образцы MP43/1 с уступом на передней части ствола и переделанным пьедесталом мушки, после чего стало возможным крепление на стволе стандартного гранатомёта. Модернизированный вариант винтовки получил обозначение MP43.

Приспособления для стрельбы из-за укрытия

С автоматом можно было использовать специальные кривоствольные устройства Krummlauf Vorsatz J (пехотное с углом искривления 30 градусов) или Vorsatz Pz (танковое с углом искривления 90 градусов) для стрельбы из-за окопа и танка соответственно, рассчитанные на 250 выстрелов и ощутимо снижавшие точность стрельбы.

Krummlauf.png

Приспособление для стрельбы из укрытий Krummlauf («Согнутый ствол»)

В июле 1944 г. появился первый вариант насадки для штурмовой винтовки. Он представлял собой нарезной ствол с несколькими отверстиями, предназначенными для отвода газов из канала, искривление ствола составляло 90 градусов. Ресурс - 2000 выстрелов. Очевидно, что угол искривления в 90 градусов устраивал экипаж бронетехники, но не пехоту. Наиболее пригодным для пехоты устройством посчитали насадку с искривлением 30 градусов. В ноябре-декабре 1944 г. различные варианты насадок проходили испытания в пехотном училище в Дёбритце. 24 декабря решили продолжить испытания только 30-градусных насадок, так как 45-градусные очень быстро выходили из строя.

Телескопические прицелы

Stg44 nv.jpg

StG44 оснащенный ночным инфракрасным прицелом ZG.1229 «Вампир».

На ранних этапах проектирования MKb никак не могли определить роль нового вида стрелкового оружия на поле боя. С правой стороны всех MKb42 были сделаны направляющие, предназначенные для крепления оптического прицела ZF41. Реально оптические прицелы использовались на данном виде оружия только в ходе специальных испытаний, давших отрицательный результат.

В октябре 1943 г. в пехотном училище в Дёбритце прошли сравнительные испытания на точность стрельбы MP43/1 и снайперского варианта G43. Обе модели были снабжены прицелами ZF4 кратностью 4Х, данный прицел был разработан в начале 1943 г. Для установки нового прицела у винтовки MP43/1 изменили крепление, так как крепление для прицела ZF41 не подходило. Уже после 30 выстрелов, произведённых в автоматическом режиме, юстировка прицела относительно оружия полностью сбивалась. 5 одиночными выстрелами цель поразить не удалось.

Испытания выявили недостаточное качество изготовления прицелов ZF4, а MP43/1 совершенно не годился для снайперской стрельбы. Однако на все MP43/1 по-прежнему ставили направляющие для крепления оптического прицела ZF4, хотя сами прицелы в боевой обстановке не использовались никогда. Последние сведения об использовании MP44 со снайперским прицелом ZF4 относятся к сентябрю 1944 г. Как и прежде, крепления находились с правой стороны оружия. Далее рейхсминистр Шпеер приказал сконцентрировать усилия на улучшении K43 в качестве снайперского оружия.

StG44 мог оснащаться ночным инфракрасным прицелом ZG.1229 «Вампир».
MP44 Shooting - G's HD Gun Show01:42

MP44 Shooting - G's HD Gun Show

Арсенал. Автомат Sturmgever-44 Schmaiser17:50

Арсенал. Автомат Sturmgever-44 Schmaiser

Just Fieldstrip - -075 - StG44 Sturmgewehr aka MP44 - Machinenpistole 4404:29

Just Fieldstrip - -075 - StG44 Sturmgewehr aka MP44 - Machinenpistole 44

WW2 German MP44!04:20

WW2 German MP44!

STG-44 Shooting Demo02:01

STG-44 Shooting Demo

Stg4402:12

Stg44

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики