ФЭНДОМ

FAMAS-F1
FAMAS
Страна

Флагфранции Франция

Производитель

GIAT Industries

Разработка

Поль Телле, Ален Кубэ

Эксплуатация

1977 год — настоящее время

Тип

штурмовая винтовка

Калибр

5,56×45 мм НАТО

Принцип работы

полусвободный затвор с рычажным замедлением

Общая длина

757мм

Ствол длина

488мм

Масса

3,61кг

Вид боепитания
  • прямой коробчатый магазин на 25 патронов (F1)
  • секторный магазин на 30 патронов (G2)

FAMAS (фр. Fusil d'Assaut de la Manufacture d'Armes de St-Étienne — штурмовая винтовка разработки оружейного предприятия MAS в Сент-Этьене) — французский автомат калибра 5,56 мм, имеющий компоновку «булл-пап». Неофициальное название — «клерон» (фр. «горн»)

История Править

Разработка нового оружия под малоимпульсный патрон началась во Франции в 1967 году конструкторами Полем Телье и Аленом Кубэ, а в августе 1970 года выбор был сделан в пользу патрона 5,56×45 мм М193. Оружие создавалось с расчётом на одновременную замену 9-мм пистолета-пулемёта MAT-49 и 7,5-мм самозарядной винтовки МАS 49/56 (англ.) (а отчасти — и ручных пулеметов MAC Mle.1929 (англ.)), для чего требовалось воплотить следующие характеристики: средняя дальность стрельбы ~300 м, возможность стрельбы винтовочными гранатами, удобство стрельбы с обеих рук.

В 1971 году фирма MAS изготовила первые десять образцов винтовки (под обозначением А1) для испытаний, а в 1973 году на выставке в Саторе была представлена вторая модель (А2), удивившая специалистов небольшими для этого класса оружия размерами (примерно на 200 мм короче большинства автоматических винтовок того времени), достигнутыми благодаря компоновке булл-пап. В 1973—1976 годах оружие проходило испытания, в результате которых вариант А5 был признан пригодным для применения в войсках. 8 августа 1977 года вариант А6 с усовершенствованной конструкцией некоторых механизмов был принят на вооружение французской армии под обозначением FAMAS F1 (неофициальное прозвище — фр. le Clairon — «горн»), став одним из первых штатных автоматов с компоновкой «булл-пап».

За шесть лет французские вооружённые силы закупили около 300 тысяч автоматов F1, перевооружив ими практически все подразделения. В начале 1980-х годов на базе F1 разрабатываются модификации Commando, Export и Civil.

В начале 90-х годов GIAT Industries представляет обновлённый вариант G1, а в 1994 году — G2, поступивший в 1995 году на вооружение морской пехоты, а затем и в другие подразделения Вооружённых сил Франции.

Конструкция Править

Автоматика FAMAS работает за счёт отдачи полусвободного затвора рычажного типа. В патроннике имеются 16 продольных канавок (так называемых канавок Ревелли, исключающих «залипание» гильзы в патроннике) длиной 44 мм. Метание ружейных гранат возможно с разной начальной скоростью при различных установках хвостика гранаты, для чего на передней части ствола имеется несколько кольцевых выступов. Пламегаситель — многоцелевой, закреплённый на резьбовой посадке на дульной части ствола. На наружной поверхности ствола имеются поперечные рёбра для охлаждения. Ствольная коробка выполнена из лёгкого сплава, а два кожуха, в которых размещаются детали механизма — из пластика. Верхний кожух одновременно служит в качестве основания для лёгкой двуногой сошки и предохранителя прицела. Приклад и рукоятка для переноски — стеклопластиковые. На тыльной части приклада имеется резиновый затыльник, уменьшающий воздействие отдачи. У экстрактораимеется два отверстия, одно из которых (в зависимости от того, является стрелок левшой или правшой) закрыто специально заглушкой.

УСМ позволяет вести стрельбу одиночными, очередями с отсечкой по 3 выстрела и непрерывными очередями. Для включения этого режима оружие имеет два переводчика, один из которых расположен около спускового крючка и имеет три положения: «предохранитель», «одиночные», «полностью автоматический огонь», а в нижней части приклада находится другой переводчик с положениями «0» (без фиксированных очередей) и «3» (фиксированные очереди).

Fama-g1

Стандартное прицельное приспособление располагается вместе с прицелом для ружейных гранат в рукоятке для переноски, ограничивающей длину прицельной линии 330 мм. Для стрельбы на расстояния 100 и 200 м используется регулируемый прицел с отверстием, а для 300 м — фиксированный прицел. Возможность стрельбы при низкой освещённости обеспечивается наличием кожуха со светящейся точкой для мушки и насадкой на прицел. Спереди и сзади стойки рукоятки для переноски имеются две откидные пластинки, позволяющие устанавливать два различных по величине диоптрических отверстия, обеспечивающие стрельбу при различной освещённости: днём обе пластинки подняты, а прицеливание ведётся через небольшое отверстие; в сумерках пластинка с меньшим отверстием (передняя) опускается, прицеливание ведётся с помощью диоптра большого диаметра; ночью обе пластинки опускаются, прицеливание ведётся через крупное отверстие самой стойки. Прицельное приспособление регулируется по горизонтали и вертикали.

Для питания F1 использует 25-зарядные коробчатые прямые магазины с отверстиями для визуального контроля за количеством оставшихся патронов. Винтовка штатно комплектуется штык-ножом, крепящимся над стволом.

Для F1 была разработана специальная 58-мм дульная насадка, с помощью которой можно отстреливать гранаты со слезоточивым газом. Со стандартным 22-мм пламегасителем используются гранаты:

  • GRAFAC — противотанковые гранаты с массой 0,51 кг, начальной скоростью 70 м/с, бронепробиваемостью по нормали 300 мм и дальностью прямого выстрела 80 — 100 м.
  • STRIM — противотанковые гранаты с массой 0,5 кг, начальной скоростью 55 — 75 м/с и дальностью прямого выстрела 120 м.

Также существует возможность использования стандартного подствольного гранатомёта M203.

Варианты Править

FAMAS version

Внешние различия вариантов F1 и G2

  • FAMAS Commando — вариант с укороченным до 405 мм стволом без возможности стрельбы ружейными гранатами, предназначенный для подразделений специального назначения.
  • FAMAS Export — самозарядный вариант, предназначенный для коммерческих продаж в различные страны.
  • FAMAS Civil — самозарядный вариант под патрон .222 Remington, предназначенный для коммерческой продажи на внутреннем французском рынке.
  • FAMAS G1 — обновлённый вариант с увеличенной спусковой скобой и более удобным цевьём.
  • FAMAS G2 — упрощённый и удешевлённый вариант. Шаг трёх правосторонних нарезов канала ствола уменьшен с 305 мм до 228 мм, благодаря чему возможно использование как патронов М193, так и SS109. Также новый автомат использует стандартные 30-зарядные коробчатые магазины НАТО.
    • FAMAS G2 Commando — вариант с укороченным до 450 мм, предназначенный для подразделений специального назначения.
    • FAMAS G2 SMG — вариант G2 с еще более коротким стволом и цевьём.
    • FAMAS G2 Sniper — снайперский вариант G2 с удлиненным до 650 мм стволом и заменяющей стандартную рукоять для переноски планкой Пикатинни, на которую крепится оптический прицел.
  • FELIN — программа по созданию комплекса вооружения солдата будущего, в рамках которой модифицированный автомат G2 оснастили различными оборудованием, включая электронные прицелы, дальномеры, датчики состояния оружия и систему передачи данных на нашлемный дисплей солдата.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики